Магические музыкальные инструменты

Автор:

7 августа 2019

Музыка изначально живет в сердце человека, поэтому с ней связана вся его жизнь. Люди поют, когда радуются, когда у них горе, когда работают и когда отдыхают. Пение может сопровождаться игрой на музыкальных инструментах, но они могут звучать и самостоятельно, использоваться, в качестве способа передать слушателям что-то необычное, мистическое.

Магические музыкальные инструменты

Именно поэтому во многих странах, верованиях музыкальные инструменты стали неотъемлемой частью большинства магических ритуалов, религиозных практик. Издаваемые ими вибрации, звуковые волны имеют определенный ритм, тональность, частоту, что позволяет участникам ритуала настроиться на восприятие таинственного действа, успокоить свой разум, вступить в связь с высшими силами, начать общаться с ними, отрешиться от окружающего мира, активизировать внутреннюю работу над совершенствованием, улучшением себя, своего сознания.

Люди давно заметили, что африканские тамтамы, шаманские бубны, тибетские поющие чаши, бурятские варганы, большие и малые православные колокола и колокольца несут в себе непознанное, таинственное, мистическое. Они помогают обращаться к богам и высшим силам, незаменимы при медитации, помогают войти «измененное состояние».

В каждом веровании, у каждого народа имеются собственные музыкальные инструменты для вхождения в транс, для концентрации сознания, для достижения гармонии.

Танбур

Существует несколько видов струнных деревянных инструментов. Во многих культурах встречается такая разновидность как танбур, тар, тамбур, тамбир, сетар. Его можно считать одним из предков современной гитары. Но в отличие от нее он имеет более длинный гриф и резонатор, по внешнему виду напоминающий грушу. Имеющие небольшие отличительные признаки подвиды танбура используются аборигенами Месопотамии, Азии (преимущественно Южной и Центральной), Африки.

Согласно историческим данным он появился более тысячи лет назад, но до сих пор используется при исполнении различных ритуальных действий, даря слушателям душевное равновесие, успокоение, исцеление.

На Ближнем Востоке в Северной Африке он широко применяется в культе Зар, связанном с силами природы, основанном на двойственности духов тьмы, овладевающих душами человека и несущими ему и добро, и зло. В ритуале задействовано несколько инструментов: ритмические барабаны, бубен. Но главным все же является тамбур, тягучие, гудящие звуки которого очищают дух, помогают возвратить утраченное духовное равновесие.

Конх

Конх

Использование морских раковин для создания музыкальных инструментов – давняя традиция, появившаяся еще во времена первобытнообщинного строя. Различные их разновидности используются местными жителями островных стран Тихого океана, Карибского моря, Индии, Тибета, средней Америки, Новой Зеландии. Этот духовой инструмент аналогичен горну и носит различные названия. Одно из наиболее распространенных наименований – конх.

Для создания священного инструмента используются только те раковины, в которых спираль закручена по часовой стрелке. Они встречаются достаточно редко, поэтому стоимость такого музыкального инструмента высока. В раковине выпиливают специальное отверстие и, выдувая сквозь него воздух, издают своеобразный трубный звук.

Изображение конх можно встретить на рисунках первобытных людей. До сих пор он применяется при исполнении различных магических военных, охотничьих, молитвенных ритуалов в качестве знака мужественности, сексуальности, водного изобилия, зарождения новой жизни. Многие народности при захоронении знатных людей своего племени укладывали конх в могилу среди прочих «необходимых в загробном мире вещей».

На островах Тихого океана его использовали для оповещения жителей о прибытии на остров гостей (званых или незваных). Его применение при погребальных церемониях объяснялось тем, что протяжное звучание, сопровождающее душу усопшего к месту последнего упокоения, обеспечит ей «безопасность в пути».

Окарина

Еще 10000 лет тому назад индейцы племен Мезоамерики изготавливали из кости, камня, глины и дерева полые трубки с отверстиями (4-12 штук). Зажимая их поочередно пальцами из трубки извлекали различные звуки. Этот музыкальный инструмент (окарина) может иметь различную форму:

  • обычно яйцевидную;
  • в виде людей;
  • животных;
  • богов;
  • мифических существ, монстров.

Сегодня можно встретить как традиционную окарину, так и изготовленную из металла, пластика. В нашей стране тоже есть аналогичный по звучанию инструмент. Это всевозможные глиняные (более современные пластмассовые) свистульки в виде животных, птиц.

Необычный звук этого духового инструмента символизирует единение природы и духовного мира человека. Он до сих пор используется южноамериканскими индейцами в различных ритуальных действиях как обращение к богам, для изображения птиц и животных, для введения участников ритуала в транс.

Калимба

музыкальные инструменты для общения с духами

На территории Южной Африки издавна проживает народ шона (машона). Ареал их распространения захватывает территорию Зимбабве и близлежащие районы Мозамбика. Сегодня большая часть шона – это протестанты и католики. Остальная часть народности придерживается традиционных религиозных направлений и исповедует культ сил природы, культ предков.

Более 1000 лет тому назад для отправления различных мистических ритуалов, общения с духами из потустороннего мира ими был изобретен специальный музыкальный инструмент – калимба. Он представляет собой несколько металлических пластин, закрепленных на резонаторе, изготовленном из дерева. Калимба могут иметь различные габариты, отличаться особенностями конструкции.

Жрецы шона используют свой ритуальный музыкальный инструмент в самых разных случаях:

  • для общения с духами, получения у них совета при решении различных проблем связанных с жизнью племени;
  • для вызова дождя во время засухи;
  • для исцеления больных;
  • для отпугивания злых духов;
  • для поддержания традиций.

Варган

Кубыз, еврейская арфа или варган – древний щипковый музыкальный инструмент. Историки отмечают, что первые подобные изделия использовались уже в 4 веке нашей эры. В процессе «эволюции» они претерпели ряд изменений и сегодня (начиная с 13 века) представляют собой рамку, изготовленную из тростника, бамбука, металла, к которой прикреплен своеобразный язычок.

Зажимая инструмент в зубах, музыкант выдувает изо рта воздух. Язычок начинает вибрировать. Производя определенные артикуляционные движения губами, зажимая или освобождая «язычок» инструмента извлекают звуки, отличающиеся по тональности, высоте и продолжительности звучания.

Варган используется шаманами азиатских и европейских племен при совершении различных ритуальных действий, для излечивания больных, введения присутствующих в транс. В Индонезии, Малайзии с его помощью люди достигали духовного успокоения, излечивались от меланхолии, подражали звукам, издаваемым насекомыми, птицами, лягушками.

Гонг

Примерно в 3500 году до нашей эры в Китае появился «громкий» музыкальный инструмент – гонг. Постепенно он распространился и в другие страны Африки, Юго-Восточной Азии. Он представляет собой большой плоский диск из латуни, бронзы. Его подвешивают на специальной подставке, столбе. Звук извлекают при помощи специального молота. В зависимости от силы и места удара звучание будет низким, резким, гулким, протяжным.

Громкий звон гонга слышен далеко окрест, поэтому его использовали не только во время ритуальных действий, религиозных обрядов, медитации, как средство для исцеления тяжело больных людей. В прибрежных районах, например, в китайской провинции Чжэцзян, в периоды плохой видимости, тумана ударами гонга предупреждали корабли о приближении к берегу на опасное расстояние.

Гонг всегда считался священным ритуальным предметом. Жители многих стран считают, что даже простое прикосновение к нему дарит удачу, счастье, здоровье.

Диджериду

необычный духовой музыкальный инструмент

Более 1,5 тысяч лет назад туземцы Северной Австралии придумали необычный духовой музыкальный инструмент. Различные племена аборигенов, до сих пор использующих их при проведении ритуальных действий, дали ему свои названия, но наиболее распространено наименование диджериду.

Инструмент представляет собой деревянный рог (трубку), один конец которой оснащен своеобразным мундштуком, изготовленным из воска. Опытные музыканты, освоившие специальную дыхательную технику, могут извлекать из диджериду звук продолжительностью свыше 45 минут.

Туземцы уверены, что голосом диджериду с ними говорят духи из невидимого мира и сама Земля. Музыкальный инструмент используется для сопровождения танцевальных, песенных, ритуальных актов гудящей мелодией, рождающей в сознании людей ассоциации с природой, животным и растительным миром.

Скрипка

Вероятно, нет ни одного человека, который не слышал бы о таком музыкальном инструменте, как скрипка. Она считается одним из самых утонченных, изысканных инструментов. Ее чарующий голос напоминает человеческий. Про скрипку обычно говорят, что она «поет», «говорит», «плачет».

Но в то же время, скрипку считают инструментом дьявола. Когда она появилась, не могут сказать даже историки, но упоминания о «предках» этого струнного музыкального инструмента встречаются в Ветхом Завете. В Библии сказано, сто связь людей с Богом осуществляется посредством ангелов и их ангельских голосов. А голос дьявола издают некоторые рукотворные инструменты, и прежде всего – скрипка, которая стимулирует работу мозга.

Барабаны

Как и многие другие музыкальные инструменты, способные издавать громкие звуки, барабаны использовались многими древнейшими племенами для передачи различной информации на дальние расстояния. Их изготавливали из дерева, кожи, металла. Для игры используются специальные палочки, некоторые народности играют просто руками.

Барабаны применяют не только для передачи сообщений, но и при отправлении различных молитвенных, мистических ритуалов, во время танцев. В древней Месопотамии, в Африке распространены «говорящие барабаны». Используя специальную технику игры, они могут «издавать» не только отдельные звуки человеческой речи, но и целые слова и даже фразы. При помощи таких барабанов музыканты имитируют голоса различных божеств при проведении «хвалебных» ритуалов.

Свисток смерти

Барабаны

Древние ацтеки оставили нам не только пирамиды, напоминающие египетские, но и множество других загадок, среди которых устрашающего вида музыкальный инструмент – свисток смерти. Жрецы использовали его во время религиозных обрядов, жертвоприношений посвященных Миктлантекухтли (властителю загробного мира), Эекатлю (богу ветра).

Невероятно резкий, сильный звук, напоминающий ужасающее завывание ветра, отпугивал злых духов, сопровождал душу жертвы во время пути в загробный мир, задабривал богов, помогал излечиться от различных заболеваний. Кроме того, свисток смерти наводил ужас на врага, поэтому применялся для устрашения, деморализации противника во время битв.

Пение, танцы, музыка, различные гармоничные, ритмические звуки, всегда были тесно связаны с магией, священными ритуалами. С древних времен музыкальные инструменты использовались для общения с загробным миром, «открывания дверей» в иные измерения. Многие из них и сегодня не потеряли своей значимости, не утратили сакрального значения.